Об ИГСУ>ИГСУ в лицах>Гагарин Александр Валерьевич

Гагарин Александр Валерьевич

Заместитель заведующего отделением психологии по науке, заместитель заведующего кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности по науке, первый заместитель главного редактора (шеф-редактор) журнала «Акмеология».

Доктор педагогических наук, профессор, действительный член международной академии акмеологических наук.

Email: av.gagarin@migsu.ranepa.ru

Личный кабинет

В 1999 г. окончил аспирантуру при кафедре психологии личности и педагогики Института молодежи (ВКШ, г. Москва); в 2004 г. − докторантуру при кафедре психологии личности и педагогики Московского гуманитарного университета и лаборатории экопсихологии развития Психологического института Российской академии образования.

Кандидатская диссертация: Направление по ВАК: педагогические науки; номер по ВАК и наименование: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; тема: «Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы»; год защиты: 2000; место защиты: в Институте молодежи – ВКШ (г. Москва).

Докторская диссертация: Направление по ВАК: педагогические науки; номер по ВАК и наименование: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; тема: «Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания»; год защиты: 2004; место защиты: в Московском гуманитарном университете.

Лауреат гранта-стипендии Русской секции Международной академии наук и Почетного бронзового знака имени И. П. Павлова (2004 г.), победитель (1-е место) конкурса «Лидер в образовании СНВ – 2005» в номинации «Лучший молодой ученый», в 2005 г. награжден золотой медалью им. Н. Н. Моисеева за заслуги в образовании и науке.

Гагарин А. В. Внес определенный вклад в разработку нового научного направления экологическая психология (экопсихология). При его участии подготовлена и открыта специализация «Экологическая психология» в Международном независимом эколого-политологическом университете, утвержденная Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, 05.02.2004 г., № 93–8–51. При участии А.В. Гагарина подготовлены учебное пособие «Введение в экологическую психологию», комплект программ данной специализации («Экологическая психология: общий курс», «Экологическая психология: практический курс», «Экология детства», «Экология человека», «Теоретико-методологические и методические аспекты экологического образования», «Психолого-педагогические аспекты экологического образования и др.); ряд учебно-методических пособий по экопсихологии.

С 2000 г. Гагарин А.В. является постоянным членом оргкомитета по проведению всероссийских конференций по экологической психологии в Психологическом институте Российской академии образования. Научный руководитель федеральной экспериментальной площадки «Природоориентированная исследовательская деятельность учащихся как условие проявления творческих возможностей и формирования экологического сознания» на базе школы № 520 Юго-западного округа Москвы (с 2001 г.). Несколько лет руководит межвузовским научным обществом «Экопсихолог».

Круг научных интересов: психология личности, педагогическая психология, психология и педагогика высшей школы, эколого-психологические, психолого-акмеологические и психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности.

Результаты научных исследований А.В. Гагарина нашли свое отражение более, чем в 200 опубликованных работах, в числе которых пять монографий, несколько учебных пособий, научные и научно-методические публикации в центральных журналах, выпускаемых в Российской Федерации и за ее пределами, статьи в научных и научно-методических журналах и сборниках, а также доклады и выступления на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях.

Членство в международных организациях:

Международная академия акмеологических наук МААН (Москва, Россия) с 2005 г.

Международная академия наук МАН «Здоровье и экология» (Инсбрук, Австрия) с 2009 г.

Участие в исследовательских проектах:

Федеральный целевой проект «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук». Тема: «Социально-педагогические условия и психолого-педагогические механизмы формирования экологической культуры личности: гуманитарное экологическое образование, социально экологическое проектирование, социально-экологические инициативы (2010−2012, № Г/К 14.740.11.0234).

Исследовательский грант РГНФ «Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития» (2010–2012 гг., № 09-06-00064а) – руководитель гранта.

Исследовательский грант РГНФ «Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды (на примере детского и юношеского населения Забайкальского края)» (2009–2010 гг., № 09-06-00064а).

Федеральный целевой проект «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» Тема: «Межкультурная адаптация иностранных студентов в России: диагностика и пути оптимизации» (2009−2010 гг. Г/К 02.740.11.0377).

Научно-образовательный проект «Историко-культурная и эколого-образовательная деятельность и просветительская деятельность  по формированию исторической и экологической культуры на базе ГЗМ «Царицыно» (2008−2009 гг.)

Исследовательский грант РГНФ «Психология элит: история и современность» (2009–2010 гг., № 09-06-00145а).

Исследовательский грант РГНФ «Этнопедагогика экологической культуры: традиции народов России в экологическом воспитании современных школьников» (2007–2008 гг.)

Исследовательский грант РГНФ «Экологоориентированное мировоззрение личности и его формирование в деятельности учащихся старших классов» (2005–2007 гг., № 05-06-06214а) – ответственный исполнитель.

Исследовательский грант РГНФ «Экопсихология как область психологических исследований» (2000–2002 гг., № 00-06-00209)

Исследовательский грант Московского департамента образования «Проектирование образовательной среды в учреждении дополнительного образования» (2000–2003 гг.)

Награды и поощрения

Награжден золотой медалью им. Б.Г. Ананьева за заслуги в образовании и науке (2007).

Награжден золотой медалью им. Н.Н. Моисеева (2005).

Победитель (1-е место) конкурса «Лидер в образовании СНВ–2005» в номинации «Лучший молодой ученый».

Награжден Почетным бронзовым знаком имени И.П. Павлова за успехи в науке (2004).

Лауреат гранта-стипендии Русской секции Международной академии наук (2004).

Лауреат издательского гранта Дальневосточного отделения центра по защите окружающей среды ИСАР на издание авторского научно-методического комплекса «Человек-листочек» для организаторов социальной работы с молодежью (1998).

Лауреат Российского конкурса молодежных социально-образовательных проектов, лауреат гранта на реализацию проекта «Молодежный творческо-экологический лагерь «Ноев ковчег» (1998).

Победитель (1-е место) регионального конкурса молодежных социально-образовательных проектов, лауреат гранта администрации Хабаровского края на реализацию проекта «Молодежная лесная академия» (1997).

Дополнительные сведения о научно-педагогической деятельности, в т.ч. общественной.

Постоянный член оргкомитета по проведению пяти всероссийских конференций по экологической психологии и межвузовских студенческих психолого-педагогических чтений, организуемых лабораторией экопсихологии развития ПИ РАО.

Ответственный редактор межвузовских сборников работ студентов, молодых ученых и аспирантов (РУДН - ПИ РАО - МНЭПУ) с 2002 г.

Научный руководитель федеральной экспериментальной площадки «Природоориентированная исследовательская деятельность учащихся как условие проявления творческих возможностей и формирования экологического сознания» на базе школы № 520 Юго-западного округа Москвы (с 2001 г.), в рамках которой руковожу научным обществом учащихся и студентов «Экопсихолог».

Член диссертационных советов по психологическим и педагогическим наукам при Академии при Президенте РФ и Российском университете дружбы народов с 2005 г.

Член редколлегии рецензируемых журналов, рекомендованных ВАК Минобразования РФ для публикации результатов докторских диссертаций по психологии и педагогике: «Акмеология» и «Вестник РУДН» с 2005 г. Главный редактор серии «Психология и педагогика» Вестника РУДН с 2009 г.

Учебные дисциплины: антропология, зоологическая и сравнительная психология, экспериментальная психология, методологические основы психологии, методология и методы акмеологических исследований, экологическая психология.

Хобби

Путешествия, активный досуг и отдых на природе, натуралистические наблюдения и изучение традиций взаимодействия человека с природой в различных этнических общностях и культурах, дружеское общение.


Публикации

2012

  • А. В. Гагарин, Устойчивое развитие природы и социума: сберегающее природопользование или иное качество общечеловеческой культуры?
    Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия «Философские, социальные и естественные науки». №3(15). − С. 66−69 (0,5 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты.
    Акмеология. №3. – С. 31−35 (0,5 п.л.)

  • А. В. Гагарин, The ecological competence of person: essence and psychological structure.
    Экологическая компетентность личности: сущность и психологическая структура // Акмеология: Специальный выпуск №2 (2012) по материалам VII Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» − С. 48−49 (0,2 п.л.). – на англ.яз

  • А. В. Гагарин, Ценностный подход к формированию профессионально-экологической культуры будущего специалиста.
    А.В. Иващенко, С.А. Степанов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии». №1. М.: МГГУ, 2012. – С. 58−67 (0,7 п.л., авторских 0,4)

  • А. В. Гагарин, Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития.
    А.А. Кузин // Акмеология. №1. С. 20−24 (0,5 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Экологическая компетентность как интегральный критерий экологоориентированной личности (сущностно-функциональные аспекты).
    Materiály VIII mezinárodní vědecko − praktická konference «Dny vědy - 2012». − Díl 59. Psychologie a sociologie: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o − 72 stran. – S. 35−41. (0,5 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в самостоятельной учебно-познавательной деятельности .
    Л.К. Раицкая // Акмеология. Специальный выпуск по материалам секции «Акмеология» V Съезда РПО. М: Изд-во МААН. С. 39-42 (0,4 п.л., авторских 0,2)

  • А. В. Гагарин, Экологическая акмеология: педагогическая адаптация.
    Учебное пособие / С.Н. Глазачев. М., 240 с. (15,25 п.л., авторских 10 п.л.) ISBN 978-5-8288-1391-1.

  • А. В. Гагарин, Экологическая компетентность личности: сущность, содержание, развитие.
    Монография.Saarbrücken Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 152 с. (9,5 п.л.) ISBN 978-3-8484-0876-4.

2011

  • А. В. Гагарин, Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: ее компетентностные и мировоззренческие проявления .
    Подготовка компетентного специалиста: наука и практика: Материалы международной научно-практической конференции, 20−21 октября 2011 г., г. Тирасполь. – Тирасполь, С. 50−54 (0,4 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Теоретические аспекты билингвального обучения иностранных студентов в России .
    Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика».№ 4. С. 64-68 (0,5 п.л., авторских 0,2) – на англ.яз. (Gagarin, A.V. Theoretical Aspects of Bilingual Education of Foreign Students in Russia / Smirnova Z.M.).

  • А. В. Гагарин, Экологическая компетентность как интегральный критерий эколого-ориентированной личности (сущностно-функциональный аспект) .
    С.О. Новиков, Д.А. Астахов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». № 4. С. 5-11 (0,7 п.л., авторских 0,4).

  • А. В. Гагарин, Экологическая компетентность как интегральный критерий эколого-ориентированной личности (сущностно-функциональный аспект) .
    С.О. Новиков, Д.А. Астахов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». № 4. С. 5-11 (0,7 п.л., авторских 0,4).

  • А. В. Гагарин, Дидактические условия билингвального обучения иностранных студентов в России: теоретическое и эмпирическое исследования .
    З.М. Смирнова// Вестник Университета (Государственный университет управления). № 19. – С. 134−139 (0,7 п.л., авторских 0,3)

  • А. В. Гагарин, Экологоориентированная профессионально-образовательная среда вуза: социально-экологическое проектирование и моделирование .
    Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии». М.: МГГУ, С. 33−41 (0,5 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Развитие профессионально-экологической культуры будущего специалиста в высшем учебном заведении .
    Акмеология. №3. Специальный выпуск, посвященный VI Международной научной заочной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». М.: РАГС, С. 87−91 (0,5 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Концепция устойчивого развития: мировоззрение, культура, компетентность .
    Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». № 1. – С. 16−22 (0,5 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология.
    Учебно-методический комплекс: Часть 2: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Гагарина, А.В. Иващенко. М.: Издательство РУДН, 228 с. (14 п.л., авторских 10 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования.
    Учебное пособие. А.О. Глазачева, С.Н. Глазачев. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 180 с. (12,5 п.л., авторских 5) – «гриф УМО».

  • А. В. Гагарин, Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование.
    Монография.Изд-во РУДН, 2011. 160 с. (10 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование.
    Монография.Изд-во РУДН, 2011. 160 с. (10 п.л.)

2010

  • А. В. Гагарин, Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: особенности проявления и развития в условиях экологоориентированной деятельности.
    Акмеология. №4. С. 28−32.

  • А. В. Гагарин, Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества .
    Акмеология.№3. С. 26−30.

  • А. В. Гагарин, Культура принятия экологоориентированных управленческих решений на различном уровне, в том числе государственном (психолого-акмеологический аспект).
    В.С. Кучеренко // Вестник Университета (Государственный университет управления).№ 23. – С. 19−21 (авторских 0,4 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Формирование экологической компетентности будущих специалистов: теоретические и эмпирические аспекты, психолого-акмеологические условия и факторы.
    С.А. Степанов // Вестник Университета (Государственный университет управления). № 17. − С. 31−35 (авторских 0,7 п.л.)

  • А. В. Гагарин, . Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будущих специалистов: общие выводы теоретического и эмпирического исследования.
    Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». № 4. – 56−72 (0,5 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будущих специалистов: опытно-экспериментальное исследование.
    Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». № 3. – С. 66−73 (0,5 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования.
    Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». № 2. С. 83–89 (0,5 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Психология и педагогика высшей школы.
    Учебное пособие. – М.: Издательский дом МЭИ. 240 с. (15,25 п.л.)

2009

  • А. В. Гагарин, Учебный курс «Психология и педагогика высшей школы» для аспирантов Российского университета дружбы народов.
    Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика», № 3. С. 75–79 (0,4 п.л.).

  • А. В. Гагарин, О преподавании психологии и педагогики на основных факультетах Российского университета дружбы народов с учетом компетентностного подхода .
    Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика», № 2. С. 51–61 (0,7 п.л.)

2008

  • А. В. Гагарин, Акмеологические принципы, детерминанты и технологии развития экологического сознания будущих специалистов .
    Р.А. Турчаева, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». №4. С. 29–35 (авторских 0,4 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Формирование культуры безопасности жизнедеятельности специалиста в процессе профессиональной подготовки (эколого-педагогический аспект).
    Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология», №2. С. 68–79. (0,7 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Экологическая психология и педагогика.
    Учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений. А.В. Иващенко, С.А. Степанов. – М.: Изд-во МНЭПУ, 296 с. (18,5 п.л., авторских 7).

  • А. В. Гагарин, Экологоориентированное мировоззрение личности.
    Монография / А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин. – М.: Изд-во РУДН, 422 с.

  • А. В. Гагарин, Экологоориентированное мировоззрение личности.
    Монография / А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин. – М.: Изд-во РУДН, 422 с.

2007

  • А. В. Гагарин, Экологоориентированная деятельность педагога и учащихся в экологическом образовании.
    Вестник Московского городского педагогического университета,(0,7 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Психолого-педагогические особенности формирования экологоориентированного мировоззрения личности.
    Вестник Московского городского педагогического университета, (0,5 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Психолого-педагогические особенности формирования экологоориентированного мировоззрения личности.
    Вестник Московского городского педагогического университета, (0,5 п.л.).

  • А. В. Гагарин, О механизме и важнейших факторах актуализации содержательно-процессуальной модели формирования экологоориентированного мировоззрения личности.
    А.В. Иващенко, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». № 3–4, С. 41-61 (авторских 0,7 п.л.)

  • А. В. Гагарин, Проблемное поле экологической акмеологии .
    Акмеология. № 3–4. С. 115–120 (0,5 п.л.).

  • А. В. Гагарин, О содержательно-процессуальной модели формирования экологоориентированного мировоззрения личности .
    А.В. Иващенко, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». № 2, С. 117–125 (авторских 0,3 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Экологоориентированная деятельность педагога и учащихся в экологическом образовании: сущностные особенности, содержательно-функциональный и аксиологический аспекты .
    А.В. Иващенко, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». №1. С. 80–92 (авторских 0,4 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Психология и педагогика высшей школы.
    Учебное пособие. Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 286 с.

2006

  • А. В. Гагарин, Природоориентированная деятельность учащихся в экологическом образовании: сущность, структура, типология .
    Экологическая культура и образование: опыт России и Казахстана / Под ред. С.Н. Глазачева и С.Т. Шалгымбаева. – Алматы: Казак университетi, С.92-100.

  • А. В. Гагарин, Экологоориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся.
    А.В. Иващенко, В.И. Панов, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». № 2 (4). С. 59-68 (авторских 0,2 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Экологоориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся.
    А.В. Иващенко, В.И. Панов, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». № 2 (4). С. 59-68 (авторских 0,2 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Экологическая психология: практический курс.
    Учебное пособие по специализации «Экологическая психология». Часть 2: Формирование экологоориентированного мировоззрения личности. А.В. Иващенко. – М.: Издательство РУДН, 116 с.

  • А. В. Гагарин, Экологическая психология: практический курс.
    Учебное пособие по специализации «Экологическая психология». Часть 1: Актуальные проблемы экологии человека. М.: Издательство РУДН, 116 с.

2005

  • А. В. Гагарин, Структура и типология природоориентированной деятельности учащихся .
    Вестник Оренбургского государственного университета. № 2 (40). С. 138-141 (0,4 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания.
    Монография. М: Изд-во РУДН, 2005. – 196 с.

2004

  • А. В. Гагарин, Ksztaltowanie swiadomosci ekologicznej i dzialania proekologicznego w procesie edukacji.
    “Pedagogika Szkoly Wyzszej” Nr 24-25, Szczecin−Warszawa, s. 282−287.

  • А. В. Гагарин, Формирование экологического сознания в процессе образования .
    Педагогика высшей школы. Щецин-Варшава. № 24–25. С. 282–287 (0,3 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания учащихся в природоориентированной деятельности .
    А.В. Иващенко, В.И. Панов, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». № 2. – С. 82–102 (1,2 п.л.).

  • А. В. Гагарин, Освоение учащимися экологоориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности .
    Вестник Оренбургского государственного университета. № 1. – С. 44–48 (0,7 п.л.).