Новости>Новости 2015 года>Профессор ИГСУ Низами Мамедов выпустил учебник по экологии

Новости 2015 года

Профессор ИГСУ Низами Мамедов выпустил учебник по экологии

28 октября 2015

В октябре в двух городах России прошли презентации учебников по экологии для 10-го и 11-го классов профессора Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Низами Мамедова и главного научного сотрудника Российской академии образования Ирины Суравегиной...

Книги были представлены в Нижнем Новгороде, в Мининском университете в рамках Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: теория и педагогическая реальность» и в Петергофе во время Всероссийского семинара по школьному образованию, организованной издательством «Русское слово».

В учебниках реализован интегративный  подход к трактовке экологии, которая предстает как единое научное направление, включающее в себя биологическую (классическую) экологию, экологию биосферы (глобальную экологию), экологию человека и социальную экологию. Как отмечаются в рецензиях специалистов, учебники выделяются из общего массива экологической литературы философско-методологической основой, научным содержанием, оригинальными педагогическими подходами, обширной иллюстрацией. Учебник для 10 класса оригинален тем, что традиционному изложению вопросов биологической экологии предшествует рассмотрение глобальной экосистемы — биосферы, что подчеркивает космический контекст жизни, ее уникальность и уязвимость. Центральное место в учебнике для 11 класса занимают вопросы экологии человека и социальной экологии. Здесь на уровне школьного образования впервые обстоятельно рассмотрены вопросы экологической глобализации, экологической культуры и устойчивого развития.

Следует подчеркнуть, что это пятое, дополненное издание учебников. В отличие от нынешнего варианта, предшествующие издания были объединены в одной книге. Первое издание состоялось в 1996 г., оно получило широкое распространение не только в России, но и в странах СНГ, а также в некоторых странах Западной Европы. В свое время его поддержали такие выдающиеся ученые России как академик Александр Яншин, выступивший в качестве автора предисловия, и академик Никита Моисеев, написавший послесловие. Новое издание, сохраняя преемственность, отличается привлечением последних данных науки, более четкой организацией учебного материала, ярким, доступным для школьников языком.

В беседе с нашим корреспондентом профессор Мамедов, говоря о перипетиях экологического образования в нашей стране, отметил, что еще в 70-е годы прошлого столетия экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде, на которой была утверждена Концепция устойчивого развития и принято решение содействовать экологическому образованию как ключевому фактору гармонизации социально-экономических и экологических вопросов. В этот период у нас в стране был настоящий экологический бум - беспрецедентный интерес к экологической тематике, экология без оговорок вошла в перечень обязательных школьных и вузовских предметов. Таким образом, Россия была на гребне экологической волны, когда на Саммите ООН по устойчивому развитию, проходившем в Йоханнесбурге в 2002 году, было принято решение о целесообразности реформирования национальных систем образования в интересах устойчивого развития. Под эгидой ООН во всем мире прошла «Декада образования для устойчивого развития» (2005 – 2014 гг.).

Однако, к сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин именно в эти годы мы отстали в области экологического образования, более того, экологические знания постепенно были выведены из государственных стандартов. Экология, как школьный предмет, перешла в региональный компонент образования. Положение не исправилось и после Указа Президента РФ от 4 июня 2008 г. (№ 889), в котором однозначно ставился вопрос о возвращении экологии в обязательное содержание школьного образования и экологических знаний в государственные стандарты.

Между тем, сейчас ЮНЕСКО определила перспективу образования в интересах устойчивого развития до 2030 г. Разумеется, образование для устойчивого развития многогранно, оно нацелено на решение и экономических, и социальных вопросов. Но в целом оно немыслимо без экологического образования.